ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» составлена на основе:
Федерального закона от 9 декабря
Федерального закона от 4 июля 998 г
г
7 -Ф «Об образовании в Российской Федерации»,
4-Ф «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»,
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от
мая
г
87,
Федеральной образовательной программы основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденной приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 8 мая
г
7 ,
Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6- классов образовательных
организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования,
Методических рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной ориентации обучающихся 6- классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
5 года одним из направлений является трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии»
Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 6основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее»
классов на
Согласно требованиям ФГОС общего образования, реализация образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего
образования предусмотрена через урочную и внеурочную деятельность
План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является обязательной частью образовательных программ начального общего, основного
общего и среднего общего образования и формируется с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной
Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с
отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации,
профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий;
знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития универсальных учебных действий
(общения, работы в команде и т п ); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для
формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности
Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на
сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к
формированию готовности к профессиональному самоопределению
Программа должна, в том числе, обеспечивать информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в
том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию
профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями
В целях реализации Программы должны создаваться условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся
Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать, в том числе информационное сопровождение
проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 6–7 классов общеобразовательных организаций
Задачи:
содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций;
формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального образовательно-профессионального маршрута в зависимости от
интересов, способностей, доступных им возможностей;
информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными профессиями и отраслями экономики РФ);
формирование у обучающихся навыков и умений, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретения и осмысления
профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки
успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуального образовательно-профессионального маршрута и ее
адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне
Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного и среднего общего образования и состоит из:
планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности,
содержания курса внеурочной деятельности,
тематического планирования
Программа разработана с учетом преемственности профориентационных задач при переходе обучающихся с 6 по
классы
Программа рассчитана на 4 часа (ежегодно)
Программа состоит из занятий разных видов – профориентационных (тематических), отраслевых, практико-ориентированных и иных
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Личностные результаты для ФГОС ООО
В сфере гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации своих прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи
В сфере патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного
языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России и собственного региона, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа
В сфере духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора
В сфере эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения для представителей многих профессий;
стремление к творческому самовыражению в любой профессии;
стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным необходимостью профессионального самоопределения, осмысляя собственный опыт
и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей профессиональной жизнью;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека
В сфере трудового воспитания:
осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной
самореализации в российском обществе;
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуального образовательно-профессионального маршрута и жизненных планов с учѐтом личных и общественных
интересов и потребностей
В сфере экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает ту или иную профессиональную деятельность, и необходимости минимизации этого
ущерба;
осознание своей роли как ответственного гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред
В сфере понимания ценности научного познания:
овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности в процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного опыта,
наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения цели индивидуального и коллективного благополучия
Метапредметные результаты для ФГОС ООО
В сфере овладения универсальными учебными познавательными действиями:
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом
самостоятельно выделенных критериев);
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной
задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации, предназначенную для остальных обучающихся по Программе
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными действиями:
воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными действиями:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
делать выбор и брать ответственность за решение;
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого
Содержание курса по профориентации «Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны
Разделение труда как условие его эффективности Разнообразие отраслей
Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия Платформа «Билет в
будущее» https://bvbinfo ru/ , возможности личного кабинета обучающегося
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1 час)
7 кл. Профиль обучения, выбор профиля обучения Кто в этом может помочь, в чем роль самого ученика
Как могут быть связаны школьные предметы, профиль обучения и дальнейший выбор профессионального пути
Формула «5 П»: Проблема, Постановка задачи, Поиск информации и ресурсов, Продукт (решение), Презентация
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)
Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/
7 кл. Диагностика «Мои ориентиры»
Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час)
накомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны Достижения России в отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и
перспективы развития Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования Рассматриваются такие направления как:
полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство
7 кл. Общая характеристика отраслей: растениеводство и садоводство начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные
в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные
предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в растениеводстве и садоводстве
Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность (1 час)
накомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике нашей страны Достижения России в сфере атомной промышленности,
актуальные задачи и перспективы развития Крупнейший работодатель отрасли - корпорация "Росатом", географическая представленность корпорации,
перспективная потребность в кадрах Основные профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл. Общая характеристика атомной отрасли Ее значимость в экономике страны, достижения в атомной отрасли и перспективы развития, основные
профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными
профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в атомной отрасли
Тема 6. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет
профессиональной деятельности, направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности,
а также компетенции
Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание (1 час)
Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны Достижения России в рассматриваемых отраслях
аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития Особенности работодателей, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования Рассматриваются такие направления, как пищевая
промышленность и общественное питание
7 кл Общая характеристика отраслей: пищевая промышленность и общественное питание
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в рассматриваемых отраслях
Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология (1 час)
накомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике нашей страны Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология»,
актуальные задачи и перспективы развития Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл Общая характеристика отраслей: биотехнологии и экология
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в рассматриваемых отраслях
Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана (1 час)
накомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи
и перспективы развития Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования Рассматриваются такие направления, как полиция,
противопожарная служба, служба спасения, охрана
7 кл. Общая характеристика отраслей: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в рассматриваемых отраслях
Тема 10. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- пищевая промышленность и общественное питание;
- биотехнологии и экология
Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час)
накомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и
перспективы развития Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл Общая характеристика отрасли: транспорт
начимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в ней нания, нужные в работе профессионалов отрасли Интересы,
привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем
развиваться в отрасли
Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час)
накомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и
перспективы развития Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: медицина и фармация
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в отраслях медицина и фармация
Тема 13. Россия деловая: предпринимательство (1 час)
накомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны Достижения России в отрасли предпринимательства, актуальные задачи и
перспективы развития Основные профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
Рассматриваются такие направления, как предпринимательство
7 кл. Общая характеристика отрасли предпринимательство
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в отрасли
Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час)
накомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития
Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл Общая характеристика отрасли: энергетика
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в отрасли
Тема 15. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- транспорт и энергетика;
- медицина и фармация;
- предпринимательство
Тема 16. Проектное занятие (1 час)
Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и поиску
ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией
анятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями
(значимыми взрослыми)
В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями
проведения интервью
Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной деятельности
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час)
7 кл.
Профессиональные склонности и профильность обучения Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности и
профильности общего обучения, дополнительное образование Персонализация образования Способы самодиагностики профессиональных интересов,
индивидуальные различия и выбор профессии Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению Анонс возможности
самостоятельного участия в диагностике профессиональных интересов и их возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои качества»
Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка (1 час)
накомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей страны Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные
задачи и перспективы развития Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования Рассматриваются такие направления, как добыча
и переработка
7 кл. Общая характеристика отраслей: добыча и переработка
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в отраслях добычи и переработки
Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
накомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей страны Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы
развития Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл Общая характеристика отрасли: легкая промышленность
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами
нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в легкой промышленности
Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час)
накомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные
задачи и перспективы развития Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл. Общая характеристика отраслей: наука и образование
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в науке и образовании
Тема 21. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- добыча и переработка, легкая промышленность;
- наука и образование
Тема 22. Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение (1 час)
накомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и машиностроения в экономике нашей страны Достижения России в тяжелой
промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития Крупнейшие работодатели, их географическая представленность,
перспективная потребность в кадрах Основные профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл Общая характеристика отраслей: тяжелая промышленность и машиностроение
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами
нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в тяжелой промышленности и машиностроении
Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (1 час)
накомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в экономике нашей страны Достижения России в отраслях военно-промышленного
комплекса, актуальные задачи и перспективы развития Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах Основные профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл. Общая характеристика отрасли: военно-промышленный комплекс
начимость отрасли в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в отрасли
Тема 24. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- тяжелая промышленность и машиностроение;
- военно-промышленный комплекс.
Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации (1 час)
накомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в экономике нашей страны Достижения России в отраслях программирования
и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в
кадрах Основные профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл. Общая характеристика отраслей: программирование и телекоммуникации
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях
нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в программировании и телекоммуникациях
Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура (1 час)
накомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей страны Достижения России в отраслях строительства и архитектуры,
актуальные задачи и перспективы развития Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
6-7 кл. Общая характеристика отраслей: строительство и архитектура
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в отраслях строительства и архитектуры
Тема 27. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- программирование и телекоммуникации;
- строительство и архитектура
Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм (1 час)
накомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и
перспективы развития Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл Общая характеристика отраслей: сервис и туризм
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами
нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в сервисе и туризме
Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн (1 час)
накомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи
и перспективы развития Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл Общая характеристика отраслей: искусство и дизайн
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в изучаемых отраслях
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- сервис и туризм;
- искусство и дизайн
Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика (1 час)
накомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике нашей страны Достижения России в изучаемых, актуальные задачи
и перспективы развития Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл. Общая характеристика отраслей: животноводство, селекция и генетика
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами
нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в будущем развиваться в изучаемых отраслях
Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1 час)
накомство обучающихся с отраслями «вооружѐнные силы, гражданская оборона» в экономике нашей страны Достижения России в этих отраслях,
актуальные задачи и перспективы развития Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности Варианты профессионального образования
7 кл Общая характеристика отраслей: вооруженные силы и гражданская оборона
начимость отраслей в экономике страны, основные профессии, представленные в отраслях нания, нужные в работе профессионалов отрасли
Интересы, привычки, хобби, помогающие стать успешными профессионалами Школьные предметы и дополнительное образование, помогающие в
будущем развиваться в изучаемых отраслях
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
анятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух
возможных
Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей
образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования
На материале профессий из отраслей (на выбор):
- животноводство, селекция и генетика;
- вооруженные силы, гражданская оборона
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год Что было самым важные и впечатляющим Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в
урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном образовании и т д )
Самооценка собственных результатов
Оценка курса обучающимися, их предложения
Календарно-тематическое планирование
п/п
Раздел, тема
1
Коли
чество
часов
«Россия – мои горизонты»
34
Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения»
1
2
Тематическое профориентационное занятие «Открой своѐ будущее»
1
3
Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя»
1
4
Россия аграрная: растениеводство, садоводство
1
5
Россия индустриальная: атомная промышленность
1
6
Практико-ориентированное занятие
1
7
Россия аграрная: пищевая промышленность и общественное питание
1
8
Россия здоровая: биотехнологии, экология
1
9
Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана
1
10
Практико-ориентированное занятие
1
11
Россия комфортная: транспорт
1
12
Россия здоровая: медицина и фармация
1
13
Россия деловая: предпринимательство
1
14
Россия комфортная: энергетика
1
15
Практико-ориентированное занятие
1
16
Проектное занятие
1
17
Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее»
1
18
Россия индустриальная: добыча и переработка
1
19
Россия индустриальная: легкая промышленность
1
20
Россия умная: наука и образование
1
21
Практико-ориентированное занятие
1
22
Россия индустриальная: тяжелая промышленность, машиностроение
1
23
Россия безопасная: военно-промышленный комплекс
1
24
Практико-ориентированное занятие
1
25
Россия умная: программирование и телекоммуникации
1
26
Россия комфортная: строительство и архитектура
1
27
Практико-ориентированное занятие
1
28
Россия социальная: сервис и туризм
1
29
Россия креативная: искусство и дизайн
1
30
Практико-ориентированное занятие
1
31
Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика
1
32
Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона
1
33
Практико-ориентированное занятие
1
34
Рефлексивное занятие
1